Эта тема заслуживает особенного внимания, так как от вашего знания особенностей дорог и дорожных покрытий в Исландии зависит ваша безопасность, а иногда и жизнь. Сразу посоветую установить приложение 112 Iceland App всем участникам путешествия. Оно бесплатно и доступно для всех платформ. С помощью него вы можете обратиться за помощью, нажав на красную кнопку. Ваше местоположение будет отправлено как текстовое сообщение в Emergency центр, и к вам приедут на помощь.

Скоростной режим Исландии

Скоростной режим

Общее ограничение скорости 50 км/ч в городских районах, 80 км/ч на грунтовках в сельской местности, и 90 км/ч на асфальтовых дорогах.

Асфальт и гравий

Кольцевая дорога №1, которая идет вокруг острова, в основном — асфальтовая, ехать по ней приятно и относительно безопасно. Она считается главной в Исландии, и вы будете ехать по ней 70% вашего путешествия. Однако, несмотря на качество дороги и практически отсутствие других участников движения — нужно быть предельно внимательным и не зазеваться на окружающую красоту.

Большинство несчастных случаев происходит именно на дорогах с гравийным покрытием, когда водители переходят с асфальта на гравий. В силу привыкания к хорошему покрытию, или просто по неопытности, водитель продолжает ехать по гравию с той же скоростью и в той же манере, как он только что ехал по асфальту. Существует риск потерять контроль над автомобилем, что, собственно, так часто и происходит в Исландии. Поверхность на гравийных дорогах часто рыхлая, особенно по бокам дороги, это следует учитывать при управлении а/м, и особенно при приближении встречного транспорта. Также вы можете просто-напросто проколоть колесо об острый камень, выпирающий из отвесной скалы около трассы. Мы, например, прокололи колесо, когда ехали по обычной грунтовке без отвесных скал по бокам.

Исландия, грунтовка

Грунтовка

Горные дороги 

Вообще, если говорить о горных дорогах Исландии не в плане безопасности вождения, то нельзя не заметить безумной красоты пейзажей, покоя и заряда энергии, которую вы с лихвой черпнете из единства с природой. Это нельзя не почувствовать. Даже если вы бывалый путешественник с опытом и в вашем списке Австралия и Новая Зеландия, даже если вы вдоль и поперек проехали Ирак и Иран, вы обалдеете при виде постоянной смены картинки: разноцветные горы, черные лавовые поля, белые заснеженные верхушки, зеленые луга, водопады, ледники… Это сводит с ума! Иногда вы на протяжении нескольких дней можете не встретить ни одного человека, и тогда может наступить состояние, когда вы отделяетесь от реального мира, будто находясь в полном одиночестве в этой огромной Вселенной.

Исландия, горные дороги

Горные дороги Исландии

Горные районы Исландии в основном необитаемы. Большинство действующих вулканов Исландии также расположены в горной местности. Горные дороги на картах помечены буквой F. Высокогорное лето длится лишь около полутора месяцев. Открытие каждой дороге зависит в основном от количества снега, которое покрывает ее. Большинство горных дорог в Исландии покрыты гравием. То же самое относится и к некоторым отрезкам кольцевой автодороги.

Как правило, большая часть дорог закрыты до конца июня или даже дольше из-за влажности и грязи, которые делают их совершенно непроходимыми. Когда эти дороги открыты для движения, то по ним (по закону) можно передвигаться только на полно-приводных автомобилях 4х4. Горные дороги часто очень узкие, как мосты. Единовременно по ним может проехать только один автомобиль. Знаков приоритета зачастую нет, поэтому действует правило, что проезжает первым тот, кто первым подъехал.

Слепые зоны

Еще одна опасность — это слепые зоны. Вы никогда не знаете, что скрывается за поворотом: встречный автомобиль, авария, овцы, олени или упавший с горы камень.

Исландия, овцы

Овцы на дороге

Не стоит пренебрегать предупреждающими знаками о крутых поворотах и извилистой дороги. Притормаживайте заранее и очень плавно. Вылететь в кювет и перевернуться в Исландии проще простого, можно найти кучу роликов в интернете, снятых на видео-регистраторы туристов. Тоже самое касается пристегивания ремнями безопасности. В Москве многие ездят не пристегнутыми, это правда. Так вот, в Исландии этот трюк не прокатит. Из-за дорожного покрытия и извилистости трассы вас будет трясти, как осиновый лист, вы ударитесь, а то и вылетите на заднее сидение. Кстати, исландский закон запрещает вождение в нетрезвом состоянии, сколько бы мало алкоголя вы не выпили. Как и все северные народы, исландцы плохо предрасположены к употреблению алкоголя.                                                                                                            

Если вы поедете из Рейкьявика на юг, то вы заметите вдоль дорог знаки-кресты, которые указывают, сколько человек погибло в автокатастрофах на данном участке дороги. Еще имейте ввиду, что по бездорожью в Исландии ездить строго запрещено законом, так как это наносит ущерб природе. Не удивляйтесь, что на вас настучат местные жители, увидев сие нарушение, и сообщат полиции. Если дорога не имеет номера, по ней нельзя ехать, даже если есть следы от шин. Насколько мы поняли, езда по бездорожью является уголовным преступлением, карается большими штрафами и сроком лишения свободы до 2-х лет.

Переезд рек

Прежде чем автомобиль проедет реку, пусть на глаз и не глубокую, лучше одеть высокие резиновые сапоги и пройти реку вброд. Это может сделать как сам водитель, так и кто-то из его компаньонов-путешественников. Походить туда-сюда в том месте, где должен проехать автомобиль, нащупать ногами крупные камни или глубокие ямы под водой. И сориентировать водителя, чтобы он аккуратно объехал опасные участки.

Исландия, броды

Высокие резиновые сапоги просто необходимы!

При переезде реки нужно ехать очень медленно на низкой передаче. Нежелательно переключать передачу в середине реки. В реках рядом с ледниками, как правило, меньше воды по утрам, потому что после ночи лед не успел растаять, а вот днем в солнечную погоду здесь воды больше. Постарайтесь не переезжать реки после сильных и продолжительных дождей. Не переезжайте реки в особенно спокойных участках, где вода стоит и создается ощущение, что она неподвижна. Это самые глубокие участки реки.

Если перед вами реку переезжает другой автомобиль, остановитесь и понаблюдайте за ним, не нужно сразу переезжать за ним. Это может упростить задачу и сэкономить время.

Выбор автомобиля в прокате

  • 1 325€ / Mercedes Benz GLK 4х4 дизель АКПП, на 2 недели / bluecarrental.is
  • накатали 4300 км за всю поездку,  топливо порядка € 500, средний расход 7 литров дизеля

А теперь комментарии Стаса:

Мы достаточно долго выбирали автомобиль для поездки. Сначала мы собирались ехать вдвоем и пришли к выводу, что берем самый популярный в исландском прокате автомобиль Suzuki Jimny. Потом комплект путешествующих был расширен до 4х, и поиск пошел заново. В Jimny мы уже не влезали таким составом, нужно было искать что-то такое же по проходимости. Поскольку один из нас четверых не водит механику — было принято решение брать автомат, ну и дизель, потому что раза в 2 получается дешевле топливо. Хотелось быть независимыми от дороги, т.е. иметь возможность ездить в т.ч. и по 4×4 дорогам.

Грунтовка, Исландия

Грунтовка в горах

Изучение прокатных контор заставило остановиться на http://www.bluecarrental.is как оптимальной по соотношению цена/качество. Хотя я почти уверен, что есть куча других компаний, которых мы видели в аэропорту, но не нашли в интренете, которые вполне могут быть конкурентными. Jimny нам уже не подходил, надо что-то большее. Далее получается, что имеются 2 большие категории: либо это полноприводные кроссоверы (Honda CR-V/Kia Sporrtage/MB GLK), либо полноразмерные внедорожники (Nissan Pathfinder/Land Cruiser Prado/etc). Разница в цене была примерно в 2 раза — 1000€ против 2000€. Мы решили остановиться на кроссоверах и, немного прикинув, взяли GLK.

Только к середине поездки мы поняли следующее — большинство туристов, которые приезжают в Исландию берут себе обычные компактные седаны, потому что их полностью хватает для того, чтобы приехав первый раз в Исландию, увидеть основные достопримечательности. Единственное, где нам был бы необходим внедорожник — это Ландманналаугар. Туда без 4х4 не проедешь, а там очень классно. В остальном же можно обойтись и без полноприводной машины.

Ландманналаугар, Исландия

Ландманналаугар

  • если у вас нет ярого желания прыгать по труднопроходимым дорогам и бродам, а также трудности по финансам — берите, что подешевле, можно и Suzuki Swift, например, но если есть возможность — лучше Dacia Duster или Suzuki Jimny, они также не дорогие
  • если хочется полазить по горам и рекам — берите смело на 2-х Jimny, его хватит почти везде. На большее количество пассажиров — кроссовер, желательно с меньшим количеством мозгов. Не берите GLK, он боится воды
  • если хочется всего и вся, вас не 2-е и есть такая финансовая возможность — берите машинку повыше и по кондовей, полноценный внедорожник
Исландия

Бигфут

Автостраховка

У нас был включен в комплект аналоги ОСАГИ, КАСКО, защита от гравия и угона (хотя я сомневаюсь, что там воруют машины, куда их девать-то с острова). Машину не били, но гравия схватили немного. К слову, читтерство: за дополнительного водителя нужно доплачивать и прилично. Мы его не брали, потому что полиции нет, если слетишь с дороги, то за рулем «был» тот, кто оформлял на себя машину. В других в данном случае лучше не врезаться, плюс на всякий пожарный, арендатору всегда в дороге нужно быть трезвым. Вот такие риски, но на этом можно хорошо сэкономить, что мы и сделали.

К поездке вам необходимо купить симку с безлимитным интернетом (мы купили Smart Pasport от итальянского Vodafone) и записать себе туда следующие сайты:

  • погода — сайт может стать и, я уверен, станет вашим спасителем. Там нужно каждый день смотреть ветер, осадки и температуру. Как приятный бонус: Aurora forecast + покрытие облаками — позволяет вам с высокой долей вероятности прогнозировать Северное сияние, если вы едете не летом.
  • карта дорог — можно понять какие дороги открыты, а какие нет, какие вы проедете на маленькой машинке, а какие только на 4×4.
  • карты заправок — Olis и Skeljungur
  • также нам очень помогли карты магазинов, которые находятся в одноименном слое на нашей общей карте. Приятный бонус на карте — это HotSprings, карта термальных источников по всей Исландии.

При этом температура является наименее важным элементом, ее знание чуть более, чем бесполезно. Прогноз по ветру сможет спасти вас от песчаных бурь и сдува с гор — а это значит, что если каждый день смотреть его, то вам можно не брать страховку от песчаных бурь на авто (SAAP), прогноз по дождю — спасет вас от оползней и повышения уровня рек. Сайту стоит верить. Мы не поверили однажды, в итоге попали в песчаную бурю и повышение уровня рек, утопили (без последствий) машину и хватанули экстрима — об этом будет подробней в отчете за 3-й день в Торсморке.

Заправки, по нашим наблюдениям, самые дешевые ORHAN, рядом же с ними всегда магазин Bonus. Зато на N1 почти всегда есть мойка машины. Вы можете бесплатно ее помыть самостоятельно щеткой с водой и пропылесосить недорого. Оплата картой, при этом иногда нужно помнить пин-код от нее.

Исландия, самостоятельная мойка машины

Самостоятельная мойка машины

Принципы вождения

  • Автобанов, многополосных дорог там нет, кроме как в окрестностях Рейкъявика. В основном по полосе в каждую сторону. Много грунтовок. У нас наверное половина времени была грунтовка.
  • Контроля скорости мы там никакого не увидели. Ну, кроме столичного региона — там есть радары. В итоге, в самые отчаянные моменты я позволял себе разгоняться на грунтовке до 130, а на асфальте до 150, а Саша с Митяем ездили всегда по правилам, в чем им честь и хвала. Местные стабильно все едут +10-20. Говорят, что бывают засады, но мы не видели.
  • Ремни безопасности. Пристегивать обязательно везде и всем в машине. Кроме того, что таков закон, но в данном случае он продиктован совсем уж очевидной логикой — заехал в тучку, упал с дороги, кто пристегнут, тому в целом ок, кто не пристегнут, тот с большой вероятностью будет иметь плачевные последствия. Переворачиваются в Исландии часто.
  • В отличие от России, где можно засмотреться в окошко на 3-5 секунд — в Исландии нужно быть максимально сконцентрированным на дороге. На 2-3 секунды отвлеклись, и вот вы уже почти улетели с дороги. А далее см. предыдущий пункт. В этом вся сложность исландского вождения, потому что вокруг красиво 🙂
  • На грунтовке увидели встречную машину — тормозите заранее. Если оттормаживаться прямо перед ней, то может занести.
  • Алкоголь за рулем нельзя по закону, но никто не проверяет. Самое главное правило — максимальная концентрация. А так банку-другую их 2.25-градусного bullshit’a выпить можно за рулем, оно все равно не вставляет и по эффекту неотличимо от кваса.
  • Въехали в тучку — притормозите сразу. Она не закончится быстро. А необходимо всегда видеть куда едешь.
  • Скорее всего, вы пробьете колесо, если будете съезжать с A1. А вы будете 🙂 Карт шиномонтажей вроде нет, звоните прокатчику, спрашиваете, где ближайший шиномонтаж, и едете залатывать. За это прокатчик не наказывает финансово, если сами отремонтировали.
  • Броды. Если не можете пройти реку вброд в рыболовных сапогах — скорее всего не проедете. Обратное верно не всегда для некоторых машин, например, для нашей: брод я прошел, машина проехала, но через 2 метра после брода заглохла. Слишком умная была, слишком много датчиков, вот один из них, датчик смеси топлива, судя по всему, намок. Пришлось ждать, пока высушится, и выпасть на измену, пока он не просох. Можно еще ждать кого-то большого, но так можно долго прождать и лучше на это не рассчитывать.
  • Животные на дорогах. Овцы — тупые и трусливые, коровы — тупые и наглые, у лошадей вообще непонятно, что на уме. Увидели животных на дороге или рядом с дорогой — притормозите километров до 30-40. Могут выбежать. А еще они часто что-то едят прямо на дороге, и совершенно не хотят уходить на обочину.
  •  F35 уже пару лет как для легковушек пригодна.

2015-09-13_19-00-32_HDR

На этом все, получайте удовольствие, будьте внимательны, изучайте погоду и в путь!