Мы выехали из бунгало позже, чем обычно. Посмотрев прогноз погоды и полагаясь на то, что метеопрогноз наврет, мы решили попытать счастья, и поехали в долину Торсморк. А по прогнозу нам обещали сегодня песчаную бурю, ветер 20 м в секунду, дожди и оползни.

Песчаные бури

Песчаные бури, также называемые пыльные бури, которые периодически случаются в Исландии,  могут причинить серьезные проблемы путешественникам и реальный ущерб автомобилям. Бури, как правило, бывают по весне и осени, хотя не исключено, что песчаная буря начнется и в зимний период. Летом бывают редко. Они вызваны сильными ветрами от 10 м в секунду, которые поднимают с земли пыль, песок и землю, мелкие камни, щепки и всякий мусор. 80% всех песчаных бурь в Исландии происходят на юге и юго-востоке страны.

После песчаной бури поверхность автомобиля становится матовой, будто кто-то зачистил краску с помощью наждачной бумаги. На исландском слово «sandur» означает «песок», соответственно,  все места, которые заканчиваются на sandur, как правило, пустынные. Потрудитесь посмотреть до начала путешествия, есть ли на вашем маршруте такие места, и проверьте прогноз погоды. Также прогнозы погоды можно узнать в туристических информационных центрах. Кстати, если вы увидите слова ÓFÆRT или Lokad, то это означает, что дорога непроходима или закрыта. Не суйтесь туда, это реально опасно.

Что делать, если вы понимаете, что песчаная буря неизбежна, а вы в пути на открытой местности? Нужно попытаться выйти из шторма, но это может быть сложно. Ехать нужно очень медленно, а если вдруг вы видите потенциальное укрытие, используйте его, постарайтесь спрятать машину в гараже, за стеной или оградой. Это может минимизировать ущерб.

Прогноз погоды в Исландии может быть очень непредсказуемый, ваше путешествие в значительной степени зависит от погоды, особенно на горных дорогах. Иногда метели, ливни или суровый туман может сделать  дорогу впереди не просматриваемой. В этом случае, нужно очень медленно двигаться вдоль светоотражающих палок, которые находятся по одной или по обоим сторонам дороги.

Долина Торсморк

Первую половину пути ничего не предвещало беды. Асфальтовая дорога изгибалась вдоль гор, далее переходя на гравий. Мы подъехали к очередному водопаду, полазили вокруг, пожалели мертвую овцу, которая лежала прямо рядом с водопадом, и поехали в долину Торсморк.

Исландия, дорога к долине Торсмёрк (Торсморк), водопады

Исландия, дорога к долине Торсмёрк (Торсморк)

Исландия, дорога к долине Торсмёрк (Торсморк)

Исландия, долина Торсмёрк (Торсморк)

Торсморк

Окруженная со всех сторон высокими горами и ледниками, узкими ущельями и быстрыми горными реками, долина Торсморк мелькала где-то впереди и манила нас своей дикой первозданной красотой. Горы вокруг были укутаны в серые облака, вокруг ни души. Ни туристов, ни местных. Только овцы то справа, то слева. И иногда лошади с челкой.

Исландия, долина Торсмёрк (Торсморк)

Небо нагнеталось…

Исландия, долина Торсмёрк (Торсморк)

Въехав в Торсморк, пейзажи резко изменились. Зеленые узкие ущелья, продольные надломы в покрытии земли. Вдруг земля вокруг стала черной и каменистой — лавовые поля. Как будто здесь когда-то долбанул метеорит, и жизнь остановилась. Через несколько мостов, мы начали продвигаться по трассе F210, откуда открылся вид на ледник Эйяфьядлайёкудль (исл. Eyjafjallajökull). Проехали несколько ручьев, а потом уткнулись в реку. Походив несколько минут по ней в высоких резиновых сапогах по гениталии, Стас дал знак, что можно ехать. Далее произошло следующее: сразу после того, как мы переехали брод и выехали на сушу, машина заглохла.

Исландия, долина Торсмёрк (Торсморк)

Долина Торсмёрк, Исландия

Зеленые расщелины и ущелья

Когда мы брали машину, выбор у нас был достаточно большой, но локализация произошла по следующим признакам: нужен был автомат — потому что четвертый человек, который должен был с нами ехать, не водит механику; дизель — потому что банально дешевле; обязательно полный привод — потому что хотелось попасть туда, куда обычные седаны попасть не могут. В итоге, в таком составе и с такими запросами выбор у нас оказался небольшой. Мы остановились на Мерседесе, который напичкан кучей электроники, позволяющей лучше себя чувствовать вне дороги.

В итоге, эта электроника нас и подвела. Мы достаточно успешно преодолевали броды, которые у нас были вчера, а так же те броды, что были утром. В какой-то момент, когда мы проехали насквозь Торсморк, и решили сделать круголя по этой долине, мы встали перед бродом, который, с одной стороны, не казался чем-то крутым, но с другой стороны, казался серьезнее, чем то, что было раньше.

Исландия, долина Торсмёрк (Торсморк)

Злополучный брод

Предусмотрительно купив в Москве рыболовные сапоги, мы попытались пройти через реку. Проход по середине закончился тем, что мы чуть не залили сапоги водой. Вторая попытка завершилась более успешно — нашли нужную траектории с водой повыше колена. Хоть часть команды и сомневалась в успехе прохождения брода, мы все же решили рискнуть.

Проехав по траектории, которую мы смогли пройти пешком (а одно из главных правил брода — если смог пройти пешком, то проедешь и на машине), и только вынырнув из реки, машина заглохла и остановилась. Гидроудар! — подумали все. И запаниковали. Поскольку опыта прохождения таких маршрутов ни у кого не было, это единственная мысль, которая пришла в голову. Но попробовали завести машину, и она завелась. Попробовали нажать на газ, машина чихала и глохла. Подождав 10 мин, на холостом ходу автомата мы проехали 200 м по ровной дороге. Нас одолел испуг, что придется вызывать эвакуатор и платить за ремонт авто, поскольку последствия прохождения рек не включались в страховку.

Поднявшись пешком на возвышенность, Стасу и Митяю удалось найти сеть (а связи там не было, мы же в 40 км от цивилизации!), они позвонили нашему off-road-другу, и попытались рассказать, что с нами произошло. Все это время, пока искали связь и звонили, я сидела в машине и прокручивала в голове план, как же нам удастся отловить барашка и убить его пластиковым ножом (больше оружия в машине не было). Ведь нужно же выжить, а связи нет, провизии в багажнике хватит на максимум пару дней, и вызвать эвакуатор или другую помощь невозможно — ведь связи нигде нет… А вокруг сгущается небо, все вокруг сереет и ветер с каждой минутой становится все сильнее, глаза полные песка, начинается песчаная буря…

Все это время горел значок check engine. Мы оставили машину стоять, а сами начали крутиться вокруг. Через 20 мин значок погас. Тем временем друг сказал, что это точно не гидроудар, а скорее всего намок какой-то датчик коленвала, или что-то в этом духе. Завели машину, подождали несколько минут, попробовали нажать газ, и вдруг очень сильно стало дымить из выхлопной трубы. Похоже, что это не коленвал, а датчик регулирования топливной смеси. Через пару км дым прошел. Видимо, все высохло, и мы поехали дальше, обрадовавшись, что остались живы и нам не придется платить лишние 5 000 евро за ремонт. Но не тут-то было.

Суровая исландская природа не прощает авось, и показала нам ровно то, что мы видели на сайте метеоцентра утром. Началась самая настоящая песчаная буря. Ветер 20 м в секунду, или более. Нас обдало лавовым черным песком, видимость на 5 метров вперед. Единственное, что нас спасло — это желтые палки в лавовых полях, по которым можно было определить направление движения. Доехав до следующего брода, мы поняли, что этот брод для нашей машины может оказаться последним. Вокруг размыло глину, потому что шел дождь, ходить в сапогах было сложно, ходить и стоять при таком ветре в принципе всегда сложно… Этого брода не было ни на каких картах. Выйдя из машины и оказавшись полностью мокрым и обдатым ветром, Митяй еле влез обратно. Вариант у нас был только один — развернуться и пройти тот брод еще раз. Он был уже знаком, а то, что впереди — одному Богу известно, а жить очень хотелось.

Исландия, долина Торсмёрк (Торсморк), песчаная буря

Спустя 10 мин мы оказались перед тем самым бродом, который вырубил нам датчик и заглушил машину. Мы понимали, что его надо переехать во что бы то ни стало, потому что сзади нас подгонял песчаный и дождевой шторм. Мы не сразу смогли открыть двери, чтобы выйти из машины. Наверное, нас не выпускали невидимые эльфы и злые тролли, облокотившись всей своей массой с той стороны… Такой сильный был ветер!

И все это время никого кругом! Ни единой живой человеческой души.

Исландия, долина Торсмёрк (Торсморк)

И только овцы наблюдали за нами повсюду…

Долина Торсмёрк, Исландия

Походив туда-обратно через реку снова, мы постарались найти оптимальную траекторию, и на этот раз подошли к этому вопросу максимально серьезно. Прощупав дно, Стас обнаружил более мелкую траекторию, по которой мы и проехали. Выехав на другом берегу и не заглохнув, мы помчались скорее назад к цивилизации, обсуждая по дороге произошедшее.

Нас не устроил вариант машины, которая оказалась настолько ненадежная на бездорожьи. Мерседес оказался слишком умным и напичканным всякой электроникой, что заехав в воду по капот — вырубился и отказался работать, чуть не загнав нас в неприятную ситуацию. Надо было решать, что делать с машиной дальше…

Если вы будете брать машину в Исландии, не стоит брать luxery Мерседес, потому что эта машина офигенная на ровной дороге. Берите что-то менее умное и с более высокой подвеской.